Один из материалов, напечатанный в газете «Asahi Shinbun», касается так называемого «аккумуляторного эпизода» — ситуации, когда персоналу пришлось использовать автомобильные аккумуляторы, снятые с собственных машин.
13 марта 2011 года, 0717 по местному времени, АЭС «Фукусима Дайичи» (Япония), административное здание:
«Это хозяйственная группа. Извините, что перебиваем. Мы собираемся наружу купить аккумуляторы и другие вещи. Но, э-э… у нас не хватает денег. Тем из вас, у кого при себе есть деньги, мы были бы очень благодарны, если бы вы могли ссудить их нам. Мы просим прощения, и нам очень стыдно, но если у вас есть деньги, не могли бы вы дать их нам взаймы? Спасибо заранее».
Голос высокопоставленного менеджера (предположительно, Акио Комори) из штаб-квартиры TEPCO:
«Нет денег? Это печально. Мы должны сделать что-то…».
Записи из штаба
В августе 2012 года компания TEPCO под нажимом общественности выложила в общий доступ 150 часов видеозаписей, сделанных в административном здании повышенной защищённости, в котором находился станционный штаб на АЭС «Фукусима Дайичи».
По материалам записей в японских газетах появились публикации, на основании которых можно получить более полное представление о том, что происходило в штабе и с какими неожиданными трудностями столкнулись японские атомщики.
Один из материалов, напечатанный в газете «Asahi Shinbun», касается так называемого «аккумуляторного эпизода» — ситуации, когда персоналу пришлось использовать автомобильные аккумуляторы, снятые с собственных машин. Журналисты попытались разобраться, какие обстоятельства этому сопутствовали.
Большинство из этих статей вышли в свет только в японоязычных редакциях. Обзор публикации по аккумуляторному эпизоду сделал японский блоггер ex-skf, освещающий события на Фукусиме.
Аккумуляторы для аварийной станции
Утром 13 марта 2011 года на станции потребовались аккумуляторы. В первую очередь, было необходимо найти десять 12-вольтовых аккумуляторов для питания арматуры на третьем блоке.
Всё, что нам нужно — это десять 12-вольтовых аккумуляторов, считали на станции. Проблема заключалась в том, что аккумуляторов у персонала под рукой не было.
Справиться с проблемой удалось. По громкой связи прозвучало обращение к остававшимся на станции людям с просьбой принести аккумуляторы с автомобилей. На просьбу откликнулись, и даже с избытком — в распоряжении штаба оказалось 20 аккумуляторов.
На самом деле, и этого количества не хватило. Требовалось питание для АСУ ТП-шной аппаратуры на втором и третьем блоках, чтобы мониторить их состояние. Отсутствие электроэнергии ощущалось везде и реально мешало работам по спасению станции.
Аккумуляторов нужно было намного больше, чем имелось — не менее 50, а лучше 100.
В 30 километрах к югу от станции начинаются северные районы города Иваки. В этом городе расположены крупные склады автозапчастей. Работники TEPCO решили доехать до города и купить недостающие аккумуляторы.
Они смогли это сделать, но лишь частично — весьма и весьма частично. Они привезли на станцию всего 8 (восемь!) аккумуляторов. Остаётся загадкой, что им помешало. Может быть, снабженцам не хватило денег. Может быть, на складах в 300-тысячном городе Иваки оставалось всего восемь аккумуляторов. Может быть, им стоило разговаривать в магазине чуть-чуть повежливей. Или, наоборот, погрубей.
Нельзя сказать, что в штаб-квартире TEPCO в это время сидели без дела. Там тоже покупали аккумуляторы — и с большей результативностью. Ещё 12 марта, то есть, за день до описываемых событий, TEPCO заказала тысячу аккумуляторов у корпорации «Toshiba» и приняла меры по их немедленной доставке на станцию.
Тысяча аккумуляторов решила бы многие проблемы на площадке, но при условии, если бы она до неё доехала. Перевозка столь крупной партии аккумуляторов по скоростным шоссе требовала разрешения от государственных органов.
Ни 12, ни 13 марта такое разрешение не было получено. Фуры, забитые аккумуляторами, стояли в Токио, не имея возможности двинуться в путь до Фукусимы.
В конце концов, 320 из заказанных аккумуляторов всё-таки доставили на станцию. Это произошло вечером 14 марта. К тому моменту, третий блок уже последовал за первым, а на втором блоке оголялась активная зона.
Неумение нарушать правила
Блоггер ex-skf добавил свой комментарий к истории с аккумуляторами. По его мнению, она вскрыла фундаментальную проблему действий японцев в кризисных ситуациях — они не умеют нарушать правила.
TEPCO и работники АЭС нуждались в аккумуляторах. Может быть, своевременная доставка аккумуляторов на площадку смягчила бы последствия аварии. Но поиски аккумуляторов проводились шаблонно, с соблюдением бюрократических процедур.
Вместо поездки в магазин запчастей снабженцы могли бы обратиться к людям в городе Иваки — атомная станция нуждается в аккумуляторах для предотвращения новых взрывов. Кто-то отказал бы, но нашлись бы и те, кто согласился бы помочь.
Снабженцы могли бы попросить одолжить аккумуляторы армию. Хотя, возможно, их ждало бы разочарование — кто знает, не требуется ли на акт передачи аккумуляторов гражданским разрешение от премьер-министра?
Если в магазине снабженцам не хватило денег, они могли бы приобрести аккумуляторы в долг. TEPCO — крупная компания, и конечно, она расплатилась бы позднее с владельцами.
Чиновники тянули с подписанием разрешения на перевозку партии аккумуляторов из Токио на Фукусиму? TEPCO или «Toshiba» могли бы взять ответственность на себя и предупредить правительство, что перевозка начнётся немедленно и без разрешающей бумаги. Или вообще не предупреждать, а просто отдать приказ шофёрам начать движение.
Что сделало бы правительство в этой ситуации? Попыталось бы остановить колонну фур силой? В условиях, когда на станции есть реальная угроза новых взрывов и выбросов? Очень и очень маловероятно, считает блоггер.
В конце концов, TEPCO могла бы обратиться за помощью к американским военным, чтобы те доставили аккумуляторы на станцию. Вряд ли японские власти устроили бы дипломатический скандал, если американцы спасли бы третий блок.
«Читая статью в «Asahi»… я думал только о том, что бюрократы остаются бюрократами в любых условиях… А мой американский друг сразу спросил — почему TEPCO вообще ждало разрешения (на перевозку аккумуляторов) в такой кризисной ситуации?».
«В конце концов, я тоже японец, и думаю так же, как и люди TEPCO», — заключает блоггер, пишущий о событиях на Фукусиме с первых дней аварии. В этом и состоит проблема японского общества — в неумении в нужный момент выйти за рамки шаблонов и правил.