Внезапная остановка двигателя автомобиля — довольно распространенная неисправность. Зачастую, причин этому может быть много и как правило, автовладельцы в суете начинают делать лишнюю работу, устраняя отнюдь не саму причину заглохшего мотора. Для того чтобы определить, как говорится, «откуда растут ноги» нужно понять природу поломки и выяснить по «симптомам» ее происхождение. В данной статье, я постараюсь раскрыть все возможные причины самопроизвольной остановки двигателя автомобиля. Возможно для кого-то данная статья станет своего рода пособием по ремонту, для иных, возможно данные советы станут лишь «шлифовкой» уже имеющихся знаний.
Если двигатель автомобиля запускается, однако, после этого быстро «глохнет», а в момент остановки мотора отчетливо слышны «хлопки» в карбюраторе, то можно сделать предположение, что проблема кроется в неисправности системы питания. Скорее всего, каким-то образом прекращена подача топливной смеси в цилиндры двигателя.
Для этого следует проверить работоспособность системы питания двигателя, при этом обратив внимание на работу топливного насоса (как определить неисправность топливного насоса и топливной системы я рассказывал в предыдущих статьях), а также на уровень топлива в поплавочной камере.
Среди причин внезапной остановки двигателя после запуска, также может быть чрезмерное обогащение горючей смеси. В таких случаях следует проверить правильность установки воздушной заслонки. Помните, она должна открываться полностью, при нажатии на ручку управления воздушной заслонкой до упора, а также закрываться полностью при вытягивании ручки.
Чтобы произвести точную регулировку открытия воздушной заслонки, следует установить ее в вертикальном положении, ослабив при этом, винт крепления троса. Убедитесь, что кнопка управления воздушной заслонкой установлена в исходное положение, то есть полностью нажата до упора.
Если вы убедились в правильности положения заслонки, приступайте к закреплению троса в рычаге винтом. Увидеть положение заслонки входного патрубка карбюратора можно, сняв с него воздушный фильтр.
Следующей возможной причиной внезапной остановки двигателя после пуска, может стать сильное засорение воздушного фильтра. В таком случае, вам необходимо немедленно очистить воздухоочиститель. У автомобилей отечественного производства, у таких как ВАЗ, к примеру, воздушный фильтр двигателя имеет сменный сухой фильтрующий элемент. В случае загрязнения фильтрующего элемента вам придется его заменить на новый.
Остановка мотора во время движения может произойти также из-за неисправностей системы зажигания, а также питания, а иногда, в редких случаях, из-за заедания деталей. Последнее, не редко связано с недостаточным количеством жидкости в системе смазки двигателя, либо из-за резкого падения давления в масляной системе. Последний случай, скорее всего, потребует более серьезного осмотра, возможно, вам придется даже обратиться к специалистам.
Если вы услышали легкий взрыв в глушителе в момент остановки двигателя, то это может свидетельствовать о неисправностях в системе зажигания.
Внезапная остановка двигателя, иногда происходит из-за разъединения или замыкания на массу некоторых проводов цепи тока низкого и высокого напряжения, пробоя конденсатора, выхода из строя пружины молоточка прерывателя, а также «сбитых» настроек зажигания и т. д.
Как вариант резкой остановки мотора следует рассматривать также обрыв (соскакивание) провода, соединяющего аккумуляторную батарею с массой машины. Так что осмотрите тщательно все места соединений и закрепите надежно этот провод.
В случае если двигатель внезапно глохнет, а система зажигания при этом исправна, то вероятнее всего, что причиной этому послужило полное израсходование топлива, подсасывание воздуха системой питания, обрыв топливопровода или медленное наполнение поплавковой камеры топливом, заедающая воздушная заслонка карбюратора или ее автоматического клапана, выход из строя зубьев шестерен распредвала, или цепи его привода. Для устранение вышеуказанных неисправностей вам нужно, прежде всего, проверить наличие топлива, а также работу топливного насоса, если имеется подтекание топлива, устраните его. Убедитесь в том, что нет подсоса воздуха, а также в отсутствии поломки зубьев шестерни распределительного вала и цепи его привода.
Делать это нужно при помощи пусковой рукоятки, вращая коленчатый вал двигателя, пусковой рукояткой будет чувствоваться неравномерное усилие, поскольку компрессия будет создаваться лишь в тех цилиндрах, клапаны которых остались закрыты в момент поломки зубьев. В случае если клапаны не движутся при вращении коленвала, это верный признак поломки зубьев шестерни, а также цепи привода распредвала. В таком случае вам просто необходимо отремонтировать двигатель вашего автомобиля на СТО.
Случается, что двигатель прекрасно работает на средних или полных нагрузках, однако глохнет на холостом ходу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у вас засорен жиклер холостого хода либо нарушена регулировка системы холостого хода. Есть также вероятность того, что воздух поступает в цилиндры в обход карбюратора.
Подсос возможен также при повреждении прокладки, которая находится между впускным трубопроводом и карбюратором, головкой цилиндров и блоком, впускным трубопроводом, а также через шланг, имеющий деформацию, который ведет к вакуумному усилителю тормозов (ВАЗ-2103, -2105, -2106, -2121). В таком случае, следует подтянуть гайки, болты и хомуты в вышеуказанных соединениях. Если эти действия не дали результата, следует заменить шланг или прокладки.
Когда двигатель устойчиво работает на невысоких оборотах коленчатого вала, однако при наращивании частоты вращения происходят хлопки в карбюраторе, это может означать что вышла из строя главная дозирующая система или экономайзер, либо температура охлаждающей жидкости слишком низкая. Поэтому проследите за тем, чтобы переохлаждения двигателя не было.
Сильное переохлаждение двигателя может стать причиной самопроизвольной остановки. Неисправности: клапан термостата не закрывается, радиатор регулярно соединен с рубашкой охлаждения двигателя, слишком долго открыты жалюзи при движении (особенно это касается зимнего периода при движении на больших скоростях, и отсутствии утеплительного чехла).
Необходимо также отметить, что двигатель способен останавливаться и при больших перегревах, а также резком снижении компрессии цилиндрах.